Все про АКПП AL4

Слишком уж много всего говорят про эту коробку. Попробуем в дном месте собрать все о ней. Опишем её принцип работы, характеристи, особенности, рекомендации.
Эта статья должа быть полезна тем, кто хочет не только спокойно ездить на своей ласточке, но и пнимать, что она моежет, а что не может.
Пехали…
Всего водителю доступно четыре режима управления АКПП:

1.Нормальный. Положение селектора D — автоадаптивный (Тип Троник) режим.

Калькулятор АКПП выбирает режимы переключения передач из шести доступных программ.
Программы делятся по диапазонам переключения от «экологичной» — переключения на 2200 -2500 оборотов двигателя до «динамичной» переключения на максимальных оборотах двигателя.
При включении зажигания коробка передач всегда устанавливается в режим программы «нормальное вождение» (самоадаптация).
Водитель может выбрать желаемую программу режима, нажав на соответствующую кнопку.
Возврат к «нормальному» режиму достигается при повторном нажатии на кнопку активированной программы.
Компьютер подстраивает действие коробки передач к состоянию дороги, нагрузке двигателя и стилю вождения.
Поведение коробки передач напрямую связано со стилем вождения водителя:
От наиболее спокойного до наиболее спортивного.
Автоадаптация настраивается в течении 10-20 секунд и всегда по заложенному в калькулятор алгоритму стремится к самой экологичной программе.
Положение селектора 3 — режим аналогичный D исключая четвертую передачу.
Положение селектора 2 — режим аналогичный D исключая третью и четвертую передачи.
В этом положении также становится активной кнопка 1- работа АКПП только на первой передаче.

2. Спорт. Положение селектора D + нажатая кнопка S

Фиксирует самую динамичную программу из шести описанных выше.
Режим автоадаптации выключен.
Режим необходимо активировать каждое включение зажигания.

3. Зима. Положение селектора D + нажатая кнопка *

Фиксирует самую экологичную программу из шести описанных выше и выключает использование первой передачи.
Автомобиль трогается с места со второй передачи.
Режим автоадаптации выключен.
Режим необходимо активировать каждое включение зажигания.

4.Секвентальный. Положение селектора М

В этом режиме водитель самостоятельно переключает передачи. При достижении предельных оборотов двигателя калькулятор все равно перейдет на повышенную передачу. При достижении минимальных оборотов двигателя — на пониженную.
Режим прогрева используется АКПП для саморазогрева масла.
Выражается в некоторой размазанности передач.
Автоматически используется АКПП для прогрева масла до 40 градусов.
Калькулятор АКПП для поддержания теплового баланса может активировать вентилятор охлаждения двигателя.

Нейтральный. Положение селектора N

Режим нейтральной передачи. Переключать АКПП в этот режим при самостоятельном движении автомобиля нельзя.
Допускается буксировка автомобиля в этом режиме АКПП со скоростью не выше 50 км.ч. и не далее 100 километров.

Особенности работы

«Shift lock»: селектор АКПП блокируется в положении «Р», если водитель не нажал на педаль тормоза.
Если автомобиль неподвижен, а частота вращения коленвала двигателя превышает 2000 об.мин, то при перемещении рычага селектора в положение «D» никакая передача не включается.
При переключении с 1-й передачи на 2-ю могут отмечаться рывки.

АКПП AL4 — Принцип функционирования


1. Законы переключения передач

Режим работы коробки передач определяется следующей информацией:
  • Положение дроссельной заслонки
  • Скорость и нагрузка на двигатель автомобиля

При действии коробки передач компьютер принимает решение о переключении передач на основе набора кривых, именуемого «законом переключения передач».
Каждый закон переключения включает в себя:
  • Пороги переключения передач (изменение передач вверх и вниз)
  • Пороги блокировки гидротрансформатора (кривые блокировки)
  • Точки режима «кикдаун»

1.1. Кривые переключения передач
Кривые переключения передач АКПП AL4
Пример закона переключения передач (кривые блокировки гидротрансформатора не показаны).
X — Скорость автомобиля.
Y — Положение педали акселератора (%).
(A) Кривая перехода со 2-ой передачи на 1-ую передачу.
(B) Кривая перехода с 1-ой передачи на 2-ую передачу.
© Кривая перехода с 3-ей передачи на 2-ую передачу.
(D) Кривая перехода со 2-ой передачи на 3-ю передачу.
(E) Кривая перехода с 4-ой передачи на 3-ю передачу.
(F) Кривая перехода с 3-ей передачи на 4-ую передачу.
" G " Точка примера 1.
" H " Точка примера 2.
" KD " Режим коробки передач определяется следующей информацией. Изменение передачи происходит, когда рабочая точка пересекает кривую (скорость увеличивается или уменьшается).
ПРИМЕЧАНИЕ: Пороговые значения переключения передач различаются при повышении или понижении передачи во избежание повторяющихся изменений передач.
В любом случае, Законы переключения передач позволяют водителю оптимально использовать рабочие характеристики автомобиля в соответствии со своими командами.
При нажатии педали акселератора до упора компьютер автоматически переходит в режим KD (kick-down).

Пример 1: Скорость автомобиля увеличивается:
  • Педаль акселератора нажата на 80% своего хода
  • Включена 3-я передача
  • Переключение передачи происходит по достижении автомобилем скорости 100 км/ч

Пример 2: Скорость автомобиля уменьшается:
  • Педаль акселератора нажата на 80% своего хода
  • Включена 4-ая передача
  • Переключение вниз происходит при падении скорости автомобиля ниже 72 км/ч

1.2. Кривые блокировки гидротрансформатора
Кривые блокировки гидротрансформатора АКПП AL4
S — Алгоритм работы в нормальном режиме.
T — Алгоритмы защиты коробки передач от перегрева.
" 1 " Селектор программ.
" 2 " Информация о температуре рабочей жидкости коробки передач.
(L1) Экономичный алгоритм.
(L2) Средний алгоритм.
(L3) Спортивный алгоритм.
(L4) Алгоритм торможения 1.
(L5) Алгоритм торможения 2.
(L6) Алгоритм спуска.
(L7) Алгоритм режима «снег».
(L8) Алгоритм без блокировки.
(L9) Алгоритм обогрева.
(L10) Алгоритм термозащиты.
Компьютер использует 10 алгоритмов переключения передач:
  • 6 Алгоритмов автоадаптации
  • 1 Особенность алгоритма переключения в режиме «снег»
  • 1 Алгоритм без блокировки
  • 1 Алгоритм прогрева коробки передач и двигателя
  • 1 Алгоритм термозащиты коробки передач

Алгоритмы, занесенные в память, допускают двойное переключение на пониженную передачу.
ПРИМЕЧАНИЕ: В коробке передач с чисто гидравлическим управлением существует только один алгоритм переключения передач.
ПРИМЕЧАНИЕ: Режим работы «принудительное переключение передач» ограничивает число доступных передач. В нем используются пороговые значения, используемые в «автоматическом» режиме.
Алгоритмами с автоматическим регулированием являются:
  • Экономичный алгоритм (когда важна экономия топлива)
  • Средний алгоритм (более спортивное поведение автомобиля по сравнению с экономичным алгоритмом)
  • Спортивный алгоритм (спортивное вождение)
  • Алгоритм торможения 1 (алгоритм, приспособленный к малым нагрузкам автомобиля и небольшим склонам)
  • Алгоритм торможения 2 (алгоритм, приспособленный к значительным нагрузкам автомобиля и крутым склонам)
  • Алгоритм спуска (алгоритм, приспособленный к спускам, использование торможения двигателем)

Электронный компьютер управляет 3 программами управления автомобилем:
  • Нормальное (самоадаптивные параметры)
  • Спорт
  • Снег

Водитель может выбрать желаемую программу режима, нажав на соответствющую кнопку.
Выбор программы выводится на панель приборов включением соответствующего индикатора.
Переход к экономичной программе достигается нажатием на кнопку, соответствующую активной программе.
При включении зажигания коробка передач всегда устанавливается в режим программы «нормальное вождение» (самоадаптация).

2.1. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры)
Программа, адаптированная к нормальной манере вождения (когда важна экономия топлива).
Компьютер подстраивает действие коробки передач к состоянию дороги, нагрузке двигателя и стилю вождения.
Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры)
U — Алгоритмы «водителя».
V — Алгоритмы «нагрузки автомобиля».
(L1) Экономичный алгоритм.
(L2) Средний алгоритм.
(L3) Спортивный алгоритм.
(L4) Алгоритм торможения 1.
(L5) Алгоритм торможения 2.
(L6) Алгоритм спуска.
(LC) Выбранный алгоритм.
При «нормальной» работе компьютер использует 6 алгоритмов переключения передач:
  • 3 Алгоритма, характеризующих поведение водителя (экономичный алгоритм, средний алгоритм, спортивный алгоритм)
  • 3 Алгоритма, характеризующих профиль дороги и нагрузку автомобиля (алгоритм торможения 1, алгоритм торможения 2, алгоритм спуска)

Компьютер выбирает наиболее подходящий алгоритм среди алгоритмов «водителя» и «нагрузки автомобиля», а также в зависимости от заданного уровня приоритетности.

2.2. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры): Выбор параметра «водитель»
Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к поведению водителя:
  • Экономичный алгоритм
  • Средний алгоритм
  • Спортивный алгоритм

Выбор осуществляется на основе средних значений и последних минут действия.
Выбор может быть мгновенно скорректирован (см. раздел «Мгновенное увеличение спортивности»).
Основная информация, принимаемая в расчет:
  • Периодический контроль открывания (RCO)
  • Скорость изменения положения дроссельной заслонки
  • Среднее положение дроссельной заслонки
  • Изменение скорости на выходе из коробки передач (датчик скорости на выходе)

2.3. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры):
Выбор параметра «нагрузка автомобиля»
Компьютер определяет алгоритм, наиболее подходящий к изменению нагрузки автомобиля:
  • Алгоритм торможения 1
  • Алгоритм торможения 2
  • Алгоритм спуска
Основная информация, принимаемая в расчет:
  • Периодический контроль открывания (RCO)
  • Ускорение автомобиля (момент двигателя)
  • Скорость автомобиля

2.4. Программа «Нормальное вождение» (самоадаптивные параметры):
Выбор используемого алгоритма (LC)
После того как компьютер определит алгоритмы «водитель» и «нагрузка автомобиля», он выбирает наиболее подходящий алгоритм.
Выбор осуществляется в соответствии с заданным уровнем приоритетности.
ПРИМЕЧАНИЕ: Чаще всего компьютер использует экономичный алгоритм и алгоритм торможения 1.

2.5. Программа «Снег»
Программа, адаптированная к движению по дороге со слабым сцеплением колес.
Особенности:
  • Запрет перехода на 1-ю передачу. Селектор коробки передач в положении «D»
  • Переключение диапазонов происходит реже, чем при других программах
  • Резкое нажатие педали акселератора (кик-даун)вызывает переход на пониженную передачу, если скорость автомобиля ниже 15 км/ч
  • Более мягкая работа (отсутствие резких изменений момента, передаваемого на колеса)
  • Принудительное переключение вниз при торможении
В положении «D» трогание осуществляется с 3-ей передачи.

2.6. Программа «Спорт»
Программа адаптирована к спортивному вождению (в ущерб расходу топлива).
Переключения передач происходят на повышенных режимах двигателя (для повышения динамики автомобиля).

3. Специальные алгоритмы
3.1. Алгоритм без блокировки
Данный алгоритм работы включается в следующих условиях:
  • Когда температура рабочей жидкости коробки передач ниже 0 °C при запуске двигателя (флюидизация масла коробки передач)
  • Когда температура диска сцепления муфты блокировки слишком высока (рассчитываемая величина)
  • При неисправности муфты блокировки (проскальзывание)
ПРИМЕЧАНИЕ: Этот рабочий алгоритм отключается, если температура рабочей жидкости достигает 15 °C.

3.2. Алгоритм обогрева
Данный алгоритм работы включается в следующих условиях:
  • На выходе из алгоритма «без блокировки» с целью улучшения прогрева двигателя и каталитического нейтрализатора
  • Когда температура рабочей жидкости коробки передач составляет от 15 °C до 30 °C при троганьи автомобиля
Данный алгоритм:
  • Включается в течение периода времени, заранее установленного в зависимости от каждого двигателя
  • Отключается по окончании этого времени

3.3. Алгоритм термозащиты
Данный алгоритм:
  • Улучшает охлаждение рабочей жидкости коробки передач
  • Включается и отключается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости
  • Является приоритетным среди алгоритмов с автоматической регулировкой
ПРИМЕЧАНИЕ: В программе «снег» закон переключения в режиме «снег» приоритетен по отношению к закону защиты от перегрева.

4. Другие функции с автоматической регулировкой

4.1. Запрет на включение повышенной передачи (быстрое поднимание ноги)
Эта функция не дает произойти неподходящему включению повышенной передачи при быстром подъеме ноги (торможение двигателем).
ПРИМЕЧАНИЕ: Данная функция также активна, когда автомобиль движется на спуске, «масса».

4.2. Мгновенное переключение на режим спортивного вождения
Данная функция включается при быстром нажатии педали акселератора в «нормальном» режиме.
Компьютер временно переходит к более спортивному алгоритму работы, что обеспечивает большую приемистость двигателя.
Пример:
  • Если использовался экономичный алгоритм, компьютер переходит к среднему алгоритму
  • Если использовался средний алгоритм, компьютер переходит к спортивному алгоритму
ПРИМЕЧАНИЕ: При отпускании педали акелератора компьютер сразу возвращается к алгоритму, используемому до момента перехода на спортивный режим.

4.3. Блокировка передачи при изменении алгоритма
В некоторых случаях действующая передача блокируется, когда компьютер меняет рабочий алгоритм.
Блокировка передачи снимается при следующих условиях:
  • Нога поднята с педали акселератора
  • Ускорение автомобиля после заданного промежутка времени

5. Включение пониженной передачи при торможении
Включение пониженной передачи при торможении это автоматически регулируемая функция.
ПРИМЕЧАНИЕ: Пониженная передача может быть включена принудительно при некоторых условиях вождения (в соответствии с используемым законом).

6. Функция «Отработавшая рабочая жидкость»
Данная функция позволяет рассчитать отработанность рабочей жидкости коробки передач.
Учитываемые параметры:
  • Температура масла
  • Время, в течение которого рабочая жидкость подвергается действию высокой температуры
На основе этих параметров компьютер увеличивает значение счетчика «отработавшая рабочая жидкость».
В нормальных условиях эксплуатации коробки передач компьютер увеличивает счетчик на малые значения.
В сложных условиях эксплуатации (очень горячая рабочая жидкость) компьютер увеличивает счетчик на большие значения.
При новом компьютере счетчик отработанной рабочей жидкости начинает отсчет с 0.
Когда счетчик доходит до 32958, это означает, что рабочая жидкость полностью отработана: Индикаторы «спорт» и «снег» мигают.
ПРИМЕЧАНИЕ: Уровень износа рабочей жидкости коробки передач может быть определен с помощью диагностического прибора путем измерения параметров.

7. Гидравлические функции
7.1. Регулирование основного давления жидкости
Величина давления жидкости в основной магистрали определяется компьютером коробки передач в зависимости от крутящего момента двигателя.
Это давление жидкости позволяет осуществить активацию сцеплений и тормозов.
Основное давление жидкости может непрерывно регулироваться:
  • Между 3 и 12 бар: В фазе переключения передач и на передачах 2, 3 и 4
  • Между 12 и 21 бар: При запуске двигателя
В нейтральном положении основное гидравлическое давление равно 3 бар.
Коррекция давления выполняется посредством электроклапана модуляции давления в напорной магистрали (EVM давления).
Регулировка осуществляется на основе данных, поступающих от датчика давления.
Управление основным давлением жидкости осуществляется при открытом контуре в следующих случаях:
  • Неисправность датчика давления
  • Рычаг селектора в нейтральном положении
  • Неисправность регулирования давления (неисправность датчика давления)
  • Основное гидравлическое давление выше 12 бар (большой крутящий момент)

7.2. Управление сцеплением блокировки
Муфта блокировки может находиться в одном из следующих состояний:
  • Выключена
  • Включена
Выключенное состояние блокировки позволяет:
  • Увеличить момент двигателя при трогании автомобиля
  • Предотвратить нежелательную остановку двигателя
  • Сглаживать неравномерность вращения двигателя
  • Способствовать охлаждению узла сцепления
  • Разжижить жидкость (на морозе) и способствовать прогреву двигателя
Включенное состояние блокировки позволяет:
  • Снижение расхода топлива
  • Способствовать охлаждению рабочей жидкости коробки передач (повышенная температура масла)
  • Обеспечивать торможение двигателем в определенных условиях вождения
  • Исключить проскальзывание

Гидротрансформатор может блокироваться на 1, 2, 3 и 4 передачах.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1-ая передача может быть заблокирована только при следующих условиях: Автомобиль нагружен, Движение при резком подъеме, Слишком высокая температура рабочей жидкости.
Пороговые значения для блокировки гидротрансформатора составляют неотъемлемую часть законов переключения передач.

Справочные данные:
Заправочный объем масла в АКПП:
Сухой -7 литров. (новая АКПП поставляется заправленная маслом)
При частичной замене масла — 3,5 литра.
Масло в АКПП — ESSO ATF LT71141 или Mobil ATF LT71141
Масло в АКПП - ESSO ATF LT71141 или Mobil ATF LT71141Масло в АКПП - ESSO ATF LT71141 или Mobil ATF LT71141

Частичная замена масла

Частичная замена масла АКПП AL4
Рисунок1:
X-уровень масла;
1-пробка проверки уровня;
2-Сливной стакан

Прогрейте двигатель до включения вентилятора охлаждения.
Заглушите двигатель.
Открутите пробку 1 (рис.1)
Открутите стакан 2 (рис.1) в старых версиях АКПП гайка под рожковый ключ,
в новых внутренний шестигранник.
Слейте старое масло до появления капель.
Закрутите стакан и пробку.
Открутите заливную пробку 1 (рис.2)
Залейте 3.5 литра масла.
Прогрейте двигатель до включения вентилятора охлаждения. Важно!!! При отсутствии возможности проверить
температуру масла АКПП следующие операции необходимо выполнять практически одновременно…
При первом после начала прогрева включении вентилятора охлаждения (кондиционер должен быть
принудительно выключен) Прогнать селектор АКПП по всем имеющимся позициям PRND,3,2, вернуть в P и открутить
пробку 1 (рис.1)
Ждать слива излишка до превращения струи масла в капли.
Закрутить пробку.
Заглушить двигатель.

Проверка уровня масла

Проверка уровня масла АКПП AL4
Рисунок2: 1-Заливная пробка

1. Открутите заливную пробку 1 (рис.2)
2. Залейте 0.5 литра масла.
3. Закрутите пробку.
4. Прогрейте двигатель до включения вентилятора охлаждения. Важно!!! При отсутствии возможности проверить температуру масла АКПП следующие операции необходимо выполнять практически одновременно… При первом после начала прогрева включении вентилятора охлаждения (кондиционер должен быть принудительно выключен) Прогнать селектор АКПП по всем имеющимся позициям PRND,3,2, вернуть в P и открутить пробку 1 (рис.1)
5. Ждать слива излишка до превращения струи масла в капли. (Отсутствии слива говорит о недостаточном уровне масла, необходимо устранить течи и повторить процедуру сначала.)
6. Закрутить пробку.
7. Заглушить двигатель.

Рекомендации по эксплуатации

1. Всегда прогревайте двигатель перед поездкой. Непрогретое масло и прогревочная программа — адская смесь приводящая к преждевременной гибели акпп. Прогрев необходимо проводить даже в жаркую погоду (хотя-бы 5 минут после длительной стоянки). Прогрейте двигатель минимум до спада оборотов с повышенных на холостые. В идеальном случае подержать авто пару минут при включенном положении D.
2. В случае возникновения ошибок в системе самодиагностики связанных с работой АКПП или переходе в аварийный режим НЕОБХОДИМО срочно обратиться на профильную Вашему авто станцию тех.обслуживания для диагностики возникшей неполадки. Езда с нарушениями в работе АКПП ведет к увеличению затрат на последующий ремонт.

AL4 Борьба с течами

Возможные места течи масла АКПП.
Описание уплотнителей
Описание уплотнителей АКПП AL4
1-Сальник левого приводного вала
2-Уплотнительное кольцо датчика скорости на входе
3-Уплотнительное кольцо электромагнитного клапана модуляции расхода масла
4-Уплотнительное кольцо заглушки
5-Уплотнительное кольцо теплообменника и его крепежный болт (x3)
6-Прокладка крышки гидравлического блока

Описание уплотнителей АКПП AL4
3-Уплотнительное кольцо электромагнитного клапана модуляции расхода масла
6-Прокладка крышки гидравлического блока
7-Прокладка картера
8-Уплотнительное кольцо заглушки
9-Прокладка заливной пробки
10-Сальник рычага управления выбором передач
11-Прокладка промежуточного соединения жгута проводов в гидравлическом блоке
12-Прокладка крышки коробки передач
13-Уплотнительное кольцо оси зубчатого сектора

ВНИМАНИЕ: Снятие уплотнителя (13) каждый раз приводит к необходимости регулировки внутреннего рычага выбора гидравлического блока



7-Прокладка картера
12-Прокладка крышки коробки передач
14-Прокладка пробки проверки уровня масла
15-Прокладка датчика давления масла
16-Уплотнительное кольцо пробки

Описание уплотнителей АКПП AL4

8-Уплотнительное кольцо заглушки
17-Уплотнительная втулка гидротрансформатора
18-Сальник правого приводного вала

Расположение уплотнителей
Расположение уплотнителей АКПП AL4

AL4 Ошибки

Ошибка 06. Самая распространенная беда...Smile
Симптомы:
Случается в основном на холодном двигателе.
Сопровождается загоранием сигнализаторов «Сервис» «Ошибка акпп» Миганием индикаторов «Спорт» и «Снег».
Также ощущается резкий удар в трансмиссии вызванный переходом акпп в аварийный режим (включается третья передача).
После остановки и выключения зажигания как правило автомобиль едет нормально.
Сначала неисправность проявляет себя периодически, затем чаще и т.д.
В чем проблема?
Анализируя логи ошибок очевидно, что сбой происходит в районе 25-30 градусов температуры масла акпп.
Практически всегда под нагрузкой.
Наши выводы совпали с выводами специалистов завода. Виноват софт.
Оказывается на Renault ( чье дитятко AL4 ) эту проблему решили года три назад.
В чем суть… Со временем в гидроклапах модуляторах (точнее в одном) и других узлах акпп происходит естественный износ, что приводит к небольшому ( 0.1-0.5 бар) расхождению замерянного давления масла с рассчетным давлением зашитым в софт акпп.
Смотрим на график.

Вызывает некое недоумение неповоротливость инженеров PSA…
На наш взгляд реально сэкономить большие средства завода внеся минимальные кооректировки в калибровку калькулятора.
По достоверной информации корректировка намечена на этот год.
Прежде чем менять клапана или гидроблок акпп обратите внимание на распечатку ошибки,
если симптомы как я выше указал, есть смысл подождать.
Не забывайте, прогревать коробку. Это экономит ей ресурс.

Общее устройство и принцип действия гидротрансформатора
Гидротрансформатор (ГТ) (torque converter) служит для передачи крутящего момента непосредственно от двигателя к элементам автоматической коробки передач (АКП) и состоит из следующих основных частей:
  • насосное колесо или насос (pump);
  • плита блокировки ГТ (lock — up piston);
  • турбинное колесо или турбина (turbine);
  • реактор;
  • обгонная муфта (one — way clutch).
Общее устройство и принцип действия гидротрансформатораОбщее устройство и принцип действия гидротрансформатора
Насосное колесо механически связано с двигателем. В качестве выключенного вентилятора (турбины) выступает турбинное колесо, соединённое через шлицы с валом АКПП. Подобно вентилятору — насосу, крыльчатка насосного колеса ГТ, вращаясь, создаёт поток жидкости (масла). Поток масла заставляет вращаться турбинное колесо ГТ. В данном случае ГТ работает как обыкновенная гидромуфта, лишь передавая посредством жидкости крутящий момент от двигателя на вал АКП, не увеличивая его. Увеличение оборотов двигателя не приводит к сколь — нибудь существенному увеличению передаваемого крутящего момента.

В ГТ в процесс преобразования крутящего момента помимо насосного и турбинного колёс включён реактор, который изменяет направление потока жидкости. Подобно воздуху, вращавшему лопатки вентилятора — турбины, поток жидкости (масла), вращавший турбинное колесо ГТ, всё ещё обладает значительной остаточной энергией. Статор направляет этот поток обратно на крыльчатку насосного колеса, заставляя её вращаться быстрее, увеличивая тем самым крутящий момент. Чем меньше скорость вращения турбинного колеса ГТ по отношению к скорости вращения насосного колеса, тем большей остаточной энергией обладает масло, возвращаемое статором на насос, и тем большим будет момент, создаваемый в ГТ.
По аналогичной схеме работает автоматическая трансмиссия и при старте с места. Только теперь самое время вспомнить про педаль газа, нажатие на которую увеличивает обороты коленчатого вала, а значит, и насосного колеса, и про то, что сначала автомобиль, а следовательно, и турбина находились в неподвижном состоянии, но внутреннее проскальзывание в гидротрансформаторе не мешало двигателю работать на холостом ходу (эффект выжатой педали сцепления). В этом случае крутящий момент трансформируется в максимально возможное число раз. Зато когда достигнута необходимая скорость, надобность в преобразовании крутящего момента отпадает. Гидротрансформатор посредством автоматически действующей блокировки превращается в звено, жестко связывающее его ведущий и ведомый валы. Такая блокировка исключает внутренние потери, увеличивает значение КПД передачи, уменьшает расход топлива в установившемся режиме движения, а при замедлении повышает эффективность торможения двигателем. Кстати, одновременно с целью снижения все тех же потерь реактор освобождается и начинает вращаться вместе с насосным и турбинным колесом.
Турбина всегда имеет скорость вращения меньшую, чем насос. Это соотношение скоростей вращения турбины и насоса максимально при неподвижном автомобиле и уменьшается с увеличением его скорости. Поскольку реактор связан с ГТ через обгонную муфту, которая может вращаться только в одном направлении, то, благодаря особой форме лопаток реактора и турбины поток масла направляется на обратную сторону лопаток реактора, благодаря чему реактор заклинивается и остаётся неподвижным, передавая на вход насоса максимальное количество остаточной энергии масла, сохранившееся после вращения им турбины. Такой режим работы ГТ обеспечивает максимальную передачу им крутящего момента. Например, при трогании с места ГТ увеличивает крутящий момент почти в три раза.
По мере разгона автомобиля проскальзывание турбины относительно насоса уменьшается и наступает момент, когда поток масла подхватывает колесо реактора и начинает вращать его в сторону свободного хода обгонной муфты. ГТ перестаёт увеличивать крутящий момент и переходит в режим обычной гидромуфты. В таком режиме ГТ имеет КПД, не превышающий 85%, что приводит к выделению в нём излишнего тепла и, в конечном счёте, увеличению расхода топлива двигателем автомобиля.
Для устранения этого недостатка используется блокировочная плита. Она механически связана с турбиной, однако, может перемещаться влево и вправо. Для её смещения влево поток масла, питающий ГТ, подаётся в пространство между плитой и корпусом ГТ, обеспечивая их механическую развязку, то есть, плита в таком положении никак не влияет на работу ГТ.
При достижении автомобилем высокой скорости по особой команде от устройства управления АКПП поток масла изменяется так, что он прижимает блокировочную плиту вправо к корпусу ГТ. Для увеличения силы сцепления на внутреннюю сторону корпуса наносится фрикционный слой. Происходит механическая блокировка насоса и турбины посредством плиты. ГТ перестаёт выполнять свои функции. Двигатель жёстко связывается с входным валом АКП. Естественно, при малейшем торможении автомобиля блокировка немедленно выключается.

Информация взята с сайта PSA.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.